Автодром
Техника руления

Техника скоростного руления

К скоростному способу руления прибегают в сложных и опасных ситуациях, чаще всего для экстренной компенсации ошибки в управлении автомобилем. Применяются следующие варианты действий: одной рукой, поочередно обеими руками, одной-двумя или двумя-одной руками. Во всех случаях для обеспечения высокой скорости поворота РК более чем на 18О° следует пользоваться перекрестными перехватами. Правда, это противоречит обычному представлению о рулении как об управлении без перекрещивания. Однако перекрестные движения являются важными элементами скоростного руления. Они сокращают время самих действий, позволяют использовать преобладающую силу мышц-сгибателей и поэтому эффективны. Существует несколько схем последовательных, действий водителя при повороте РК.

 

Поворот РК направо одной рукой : 1 - положение правой руки до начала поворота; 2 - переход от захвата обода колеса к рулению тыльной стороной кисти; 3 - руление тыльной стороной кисти в нижнем секторе РК; 4 -. переход к открытому "хвату" через ребро ладони; 5 - руление открытым "хватом" и переход к закрытому; 6 - руление закрытым "хватом".

 

Рис. 1. Скоростные действия одной

Поворот РК направо поочередно обеими руками с перекрестными перехватами : 1 - положение рук до начала поворота; 2 - поворот РК до момента перекрестного перехвата правой рукой; 3 - поворот РК левой рукой с одновременным перехватом правой (начало перекрестного перехвата); 4 - поворот РК после перехвата правой рукой до момента перехвата левой; 5 - поворот правой рукой и перекрестный перехват левой; б - поворот РК после перехвата левой рукой и перехват правой (завершение перекрестного перехвата).
Таким образом, начальная фаза вращения осуществляется двумя руками из ИП "9 - 3" или "10 - 2" (по аналогии с циферблатом часов) до момента, когда левая рука приблизится к мнимой цифре 11, а правая к 5. Далее правая рука быстро переносится к цифре 12.
Важно отметить, что захват обода РК в верхней точке ни в коем случае не должен сопровождаться ударом. А это возможно лишь при условии, если кисть правой руки в момент захвата уже двигалась по дуге со скоростью движения обода. Выглядит это так. Водитель, перенося руку по прямой из положения "5" в положение "12", одновременно приближает пальцы к ободу и начинает движение руки в направлении вращения РК. Полный захват завершается где-то между цифрами 1 и 2. Правая рука в полную силу включается в работу, а левая начинает перекрестный перехват: стремительно движется вверх из положения "5" в положение "12" и мягко захватывает РК. Все руление происходит на боковом секторе от "1" до "5". И это не случайно. Получается, что руление состоит как бы из одних тянущих силовых движений.
Умея точно прогнозировать свои действия на повороте с учетом его крутизны и скорости прохождения, можно допустить изменение стандартного
положения рук на РК. Заранее зная предстоящий угол, на который надо повернуть РК, необходимо предварительно захватить его с таким расчетом, чтобы при движении в повороте, когда потребуются максимальное напряжение и точность руления, действовали обе руки. Схематичная последовательность действий следующая.


 

 
Рис. 2. Скоростные действия двумя руками

Предварительный захват РК при подготовке к повороту налево : 1 - положение рук до начала подготовки к повороту; 2 - предварительный захват до начала поворота РК; 3 - поворот РК налево (левая рука поворачивает обод, правая скользит по нему); 4 - положение рук на РК в, повороте.
Более 50% ДТП происходит из-за отсутствия навыков скоростного руления. Начальный момент потери устойчивости автомобиля, малейшее движение его задней оси в сторону водитель высокой квалификации может заметить уже через 0,3 - 0,5 с. Вот тут-то, пока занос еще не стал критическим, и необходимы скоростные навыки, чтобы пресечь неблагоприятное развитие событий.

 
Рис. 3. Подготовительные действия    

Силовой способ
В критических ситуациях силовой способ руления используется в случае потери автомобилем поперечной устойчивости, если скорость движения была небольшой и если водитель вовремя (в начальной фазе) сумел "разгадать" занос, а также для удержания автомобиля в пределах своей полосы движения при наезде на какое-либо препятствие. Руление силовым способом может осуществляться одной или двумя руками одновременно без перехвата обода РК из стандартного положения "10 - 2" на угол до 140° Кроме того, оно может выполняться поочередно каждой рукой с перехватами другой. При этом РК водитель поворачивает на любой нужный угол без перекрестных движений (смен) рук. Рулевое колесо как бы передается из руки в руку. На показан один из вариантов поворота РК направо силовым способом, выполняемым поочередно двумя руками с перехватами.
Схема последовательных действий при силовом способе руления следующая.

 


Рис. 4. Силовое руление

Поворот РК направо силовым способом: 1 - положение рук до начала поворота; 2 - правая рука поворачивает РК направо, левая скользит вниз; 3. - перехват в нижнем секторе РК; 4 - левая рука поворачивает РК, правая скользит вверх.
Возвращение РК после поворота автомобиля может осуществляться и силовым, и скоростным способами. Однако на практике водитель часто отпускает РК и ждет, пока оно само возвратится в нейтральное положение (раскрутится). С точки зрения безопасности, это недопустимо. При неправильной регулировке углов установки колес или чрезмерной затяжке рулевого механизма руль после его отпускания может остаться на месте, и даже применение скоростного руления не поправит ситуацию. Неожиданность ситуации зачастую парализует волю водителя, он не может понять, что происходит и не успевает вовремя предпринять нужные действия.
В заключение несколько слов о стиле руления мастеров экстра-класса. При просмотре видеозаписей тренировок сборной команды страны по авторалли чаще всего отмечаются те или иные недочеты в действнях рулевым колесом практически у всех спортсменов. И все же эти недочеты скорее выражают индивидуальность каждого гонщика, чем свидетельствуют о серьезных ошибках. Отчетливее всего характерный стиль управления автомобилем прослеживается у мастеров спорта международного класса В. Гольцова, Н. Елизарова и Н. Больших. Все они обладают способностью в любой ситуации ни на мгновение не терять контакта с РК. Слияние рук с рулем таково, что он становится как бы дополнительным органом чувств, способным чутко ощущать автомобиль, тонко воспринимать его контакт с дорогой, и точно передавать это ощущение рукам.
Типичная картинка при видеозаписи на тренировке (зимой): на экране монитора - часть панели приборов, обод РК и набегающая панорама зимнего леса. Из динамика приглушенно доносится звук двигателя, работающего на максимальных оборотах. Легко представить, как автомобиль, оставляя за собой клубы снежной пыли, стремительно мчится по дороге. Наблюдая за руками гонщика, чувствуешь огромное внутреннее напряжение спортсмена и восприимчивость его к малейшим отклонениям от избранной траектории. Это еще в большей степени подчеркивается лаконичностью движений рулевым колесом, что говорит о высочайшем умении распознать, а скорее даже предугадать опасность потери устойчивости автомобиля еще до того, как начался занос, и мгновенно, импульсным воздействием на РК сделать необходимую поправку и удержать машину в нужном положении и направлении.

 

Как правильно тормозить?

Техника торможения для сокращения тормозного пути
Наиболее распространенная авария на дороге - это въезд в зад впереди идущей машины. И это часто происходит от неправильного торможения. Каждый из нас наверное хоть раз попадал в такую ситуацию. Но еще более мучительно находиться в передней машине и смотреть как к тебе приближается сзади мистер "невнимательность"...

Нахождение в чрезвычайной ситуации, приводит как правило к повышению сердечного ритма, и далее страх завладевает вашей машиной. Осознание того, что вот-вот должно случиться - это единственный путь хладнокровного поведения в такой ситуации. Заблокированное колесо(а) не будет способствовать скорейшей остановке. Факт: наилучшее торможение обеспечивается тогда, когда колеса находятся на грани блокировки.

Вы наверное видели гоночные машины, находящиеся на треке, когда ошибка, вызвавшая блокировку колеса, приводит к тому что машина покидает трассу или что лучше - заходит в поворот слишком щшироко и теряет сразу несколько позиций. Другой огромный недасток заблокированных колес это то - что блокировка выводит автомобиль из под вашего контроля. Руление невозможно - если колеса не поварачиваются.
Наиболее эффективный способ остановки это пороговое, или иногда так называмое ритмичное торможение.

Пороговое торможение - требует от вас владения техникой торможения и ощущением машины. Нажимайте на педаль ритмично, чтобы вы могли почувствовать как вы натягиваете ремень безопасности, так как вы продолжаете двигаться вперед. Это так же переносит большую часть веса машины на передние колеса, что вообщем-то хорошо так как именно они выполняют большую часть работы по торможению. Теперь когда вы имеете большее сцепление с дорогой, важно поддерживать ритмичные нажатия на оставшейся короткой дистанции.

Чтобы знать как сильно вы можете давить педаль до блокировки колес - вам нужно попрактиковаться, - это приходит с опытом. Но важно понять одно, если вы совершаете экстренную остановку и слышите зловещий звук шин и они начинают дымить, то нужно отпустить педаль на небольшое расстояние, чтобы остановить блокировку колес и вернуть себе управление машиной! Это конечно же требует определенной сноровки. Если вы отпустите педаль слишком сильно, то ваш прекрасно контролируемый тормозной путь будет очень длиным.

Наибольшее достижение от порогового торможения - это то, что вы не теряете контроль над машиной и в любой момент можете воспользоваться возможностью объехать препятствие. Если вы позволите страху контролирвать ситуацию, тормоза будут сильно зажаты и это приведет к блокировке колес. Как результат этого - удлинение тормозного пути, без возможности вмешаться в траектрию движения с помощью руля. И именно это стало причной для изобретения АБС (Anti-lock Braking System).

ABS
Однако, недастоточно просто иметь машину с АБС, очень важно полностью использовать потенциал АБС. Практика показывает что многие не понимают как правильно пользоваться тем, чем уже оборудована ваша машина. (Некоторые исследования показывают, что на машинах оборудованных АБС аварии случаются чаще). Как и следует из названия - АБС не допускает блокировки колес даже если вы давите на педаль тормоза из всех сил. Это устраняет "фактор страха" и способствует снижению риска столкновения в экстренных ситуациях.

Непонимани с АБС может возникнуть тогда, когда водитель пересаживается с машины без АБС на машину с АБС. Как мы уже объяснили машина без АБС требует чтобы Вы вовремя убрали ногу с педали, освободив колеса от блокировки и вернув контроль себе. Автомобиль же оборудованный АБС требует чтобы вы давили на педаль независимо от того, что вы там чувствуете.

Когда АБС срабатывает - это вызывает пульсацию на педали и может сопровождаться определенным звуком. Это может способствовать тому, что вы отпустите педаль, и получить то, чего вы так старались избежать. Поэтому наилучший способ торможения на автомобиле с АБС - это сохранять давление на педаль. Так как система не позволяет колесам заблокироваться - то руление по-прежнему Вам доступно и вы сможете вырулить в последний момент и избежать столкновения, если конечно есть куда рулить.

Как и любая техника управления, торможение требует концентрации. Дайте себе побольше места до впереди идущей машины - 2 секунды обычно бывает достаточно. Такое расстояние вы можете легко вычислить если запомните какой-то ориентир на дороге и досчитаете до 2-х. И независимо от скорости вы получаете достаточно время для реакции и маневров. Смотрите вперед как можно дальше, чтобы как можно раньше получить сигнал тревоги в случае аварийной ситуации. И не надо поддаваться искушению и ехать по огонькам впереди идущей машины, может ее водитель слепой.

Тоже самое важно и при поворотах. Когда вы доводите машину до предела, то бывает очен трудно сбросить скорость и повернуть. Чтобы вам не попасться в ловушку, вам нужно плавно переключать скорости вниз когда вы тормозите. Ловушка заключается в том, что двигатель находиться на слишком малых оборотах для включенной скорости. Многие из вас замечали, что на ручных коробках после того как вы перешли на пониженную и отпускаете сцепление, двигатель добавляет торможения к колесам. Это дополнительное услилие может поспособствовать блокировке ведущих колес, чтобы это не произошло нужно воспользоваться специальной техникой торможения, называемой пятка/носок.

Пятка/носок
Пятка/носок - часто применяется на соревнованиях, но несмотря на это ее можно и нужно приенять для повседневной езды. Основной момент заключается в том что обороты двигателя должын поддерживаться во время торможения, засчет нажатия на педаль акселератора во время торможения и понижения скорости. Хорошая техника пятка/носок начинается с правильного позиционирования ноги: поставьте вашу пятку напротив правой стороны педали тормоза. Это позволит вам слегка повернув ногу коснуться педали газа. Расположение педалей очень важно для этого и тут можно сказать только, что одни машины оборудованы лучше других. Коснуться педали газа следует как раз в тот момент когда вы вот-вот отпустите сцепление после смены передачи на пониженную. Величина касания определяется в зависимости от скорости и вашего опыта, только потренировавшись достаточно вы сможете правильно подбирать степень касания. Но если вы это освоите, колеса не будут блокироваться и ваше торможение станет очень эффективным.

Данная техника полезна еще и не только для избежания столкновения в экстренной ситуации, ваше сцепление и синхронизаторы отблагодарят вас более долгой службой. Однако, не рассчитывайте, что вы освоете это быстро - это требует настоящего мастерства. Больше практикуйтесь, и при первых попытках оставляйте себе побольше места. Да, и не забудьте пристегнуться, чтобы не катапультироваться через лобовое стекло!

Эрнест ЦЫГАНОВ